2006-07-11 15:45:55 Если верить официальной программе саммита "восьмерки", в Санкт-Петербурге должны обсуждаться глобальная энергетическая безопасность, образование, урегулирование региональных конфликтов, сохранение окружающей среды, а также борьба с инфекционными заболеваниями, терроризмом и оружием массового уничтожения. Но только ли об этом будут говорить Владимир Путин, Ангела Меркель, Романо Проди, Джордж Буш, Тони Блэр, Дзюнъитиро Коидзуми, Стивен Харпер и Жак Ширак в роскошных залах Константиновского дворца? Какие вопросы, не упомянутые в повестке саммита, им следует обсудить? "Известия" задали три одинаковых вопроса политологам из восьми стран, входящих в организацию.
1. С чем едет на встречу "большой восьмерки" лидер вашей страны? О чем бы вы заявили на саммите, если бы оказались на его месте?
2. Какие позиции будет отстаивать лидер вашей страны в энергетической сфере?
3. Какие региональные конфликты либо другие острые темы должны, по вашему мнению, обсуждаться в Санкт-Петербурге?
Профессор политологии Института Тюбингена Герд Майер:
"Меркель будет настаивать на безопасных поставках нефти и газа из России"
1. Канцлер Ангела Меркель будет говорить об иранском ядерном кризисе. Кроме того, она будет настаивать на безопасных поставках нефти и газа из России. Если бы я представлял Германию на саммите, я бы поговорил о ситуации с демократией в вашей стране, о нарушениях свободы прессы, прав человека.
2. Думаю, многие участники саммита вспомнят о зимнем газовом конфликте России и Украины. "Не используйте газ и нефть в качестве политического оружия" - вот суть послания, которое будет направлено Москве.
3. Нужно обсуждать израильско-палестинский конфликт. Ситуация на Ближнем Востоке выходит из-под контроля. Также на саммите необходимо поднять тему Северного Кавказа.
Эксперт Французского института международных отношений Доминик Моизи:
"Без России сегодня невозможно решить мировые энергетические проблемы"
1. Интрига саммита в том, как президент Путин ответит на следующий вопрос: находится ли Россия вместе с теми, кто создает проблемы, или с теми, кто их решает? Если бы я представлял Францию на саммите, я бы уделил большое внимание энергетической безопасности.
2. Без России сегодня невозможно решить мировые энергетические проблемы. Ваша страна снова превратилась в "энергетическую сверхдержаву". Ее политика в энергетической области должна быть предсказуемой.
3. На саммите обязательно нужно обсудить иранский кризис. Могут ли Европа и США рассчитывать на содействие российской и китайской дипломатии? Может ли международное сообщество выступать единым фронтом, имея дело с амбициями такой державы, как Иран?
Профессор политологии Университета Торонто Нильсон Вайзман:
"Канада придерживается той же позиции, что и США"
1. Премьер-министр Канады Стивен Харпер представляет нашу страну на саммите "восьмерки" впервые. Ему надо познакомиться с коллегами, войти в курс дела. Этим он в первую очередь и будет заниматься. В целом мы придерживаемся той же позиции, что и США. Я бы обсудил на саммите то, что беспокоит Канаду прежде всего, - стабилизацию ситуации в Афганистане, где наши солдаты контролируют район Кандагара.
2. В западных финансовых кругах есть обеспокоенность тем, как российское правительство поступило с "ЮКОСом" и как устанавливает контроль над нефтяной промышленностью в целом. Конечно, все нефтяные экспортеры используют энергетические поставки как политический рычаг. Но во всем надо знать меру.
3. Нужно обсудить проблемы американской экономики. От нее в мире зависит очень многое. Иракская война стоит США миллионов и миллионов долларов. В бюджете страны - огромный дефицит. Доллар слабеет. Со всем этим надо что-то делать.
Итальянский политолог, эксперт лондонского университета "Кингз колледж" Домитилла Саграмозо:
"Надо обсудить проблему нелегальных иммигрантов"
1. Лидеры "восьмерки" будут обсуждать будущее Всемирной торговой организации и борьбу с бедностью в Африке. Кроме того, они поговорят о распространении оружия массового уничтожения и иранской ядерной программе, арабо-израильском конфликте и борьбе с терроризмом. Италия особо интересуется обсуждением будущего Косово. Мне кажется, страны "восьмерки" должны поговорить об обеспечении безопасности в Европе и о роли в этой системе стран, не входящих ни в ЕС, ни в НАТО, - в том числе России и Украины.
2. Италия пытается сократить свою зависимость от энергопоставок из-за рубежа. В то же время мы продолжаем развивать энергетическое сотрудничество с основными поставщиками нефти в регионе Персидского залива и другими импортерами топлива - такими как Россия.
3. Лидеры "восьмерки" должны обратить особое внимание на глобальное потепление и либерализацию торговли в рамках ВТО. Им также следует обсудить проблемы нелегальных иммигрантов.
Директор Института политических исследований Сергей Марков:
"Борьба с терроризмом ведется неадекватно"
1. Владимир Путин едет в Петербург, чтобы в первую очередь обсудить вопросы энергетической безопасности. Некоторые западные политики хотели бы, чтобы наша страна максимально дорого заплатила за входной билет в G8. Чтобы предала своих союзников в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье. На Западе надеются, что Россия все это сделает из опасения, как бы не сорвался саммит. Но Путин покупать председательство в "восьмерке" не намерен. Если бы я представлял нашу страну на саммите, я бы откровенно обсудил проблемы постсоветского пространства.
2. Россия и западные страны понимают энергетическую безопасность по-разному. В Москве считают: главный способ обеспечить стабильность заключается в том, чтобы Кремль контролировал политику крупнейших российских нефтегазовых компаний. В то время как наши западные партнеры уверены в прямо противоположном: безопасность будет обеспечена лишь тогда, когда Кремль перестанет контролировать эти самые нефтегазовые компании.
3. На саммите необходимо обсудить борьбу с терроризмом. Мне кажется, она ведется неадекватно. Много говорят о полицейских мерах, а ликвидации причин терроризма почти не уделяют внимания.
Бывший посол Великобритании в России сэр Родрик Брейсвейт:
"Сегодня Запад и Россия нужны друг другу как никогда"
1. Сегодня отношения между вашей страной и Западом так плохи, как они не были со времен "холодной войны". Парадоксально, что это происходит именно сейчас - когда Запад и Россия нужны друг другу как никогда. В первую очередь чтобы вместе бороться с распространением ядерного оружия, терроризмом и экологическими проблемами. Самыми "горячими" темами я бы назвал энергетическую безопасность и иранскую ядерную программу. Считаю, что с Тегераном невозможно достичь соглашения без участия России.
2. Политика России в скандале с поставками газа на Украину вызвала подозрения Запада. Конечно, у вашей страны есть совершенно законная заинтересованность в том, чтобы за нефть платили по рыночным ценам. Но в энергетическом бизнесе поставщик и клиент одинаково нуждаются друг в друге, и здесь нужно играть по-честному.
3. В России есть что критиковать. Однако часто отношение к вашей стране отражает невежество, подпитываемое искаженными данными западных СМИ. И это, по моему мнению, надо обсуждать на саммите.
Руководитель российского направления исследований вашингтонского института Heritage Foundation Ариэль Коэн:
"Иран представляет стратегическую угрозу для России"
1. Президент Буш предпримет попытку предотвратить ухудшение российско-американских отношений. Кроме того, хозяин Белого дома намерен вывести на новый уровень отношения между двумя странами в области энергетической безопасности. Наконец, Буш хочет выработать общую позицию по иранской ядерной программе. На месте президента я бы постарался убедить Путина в том, что Иран представляет стратегическую угрозу для России.
2. Россия должна стать полноценным партнером в экономической и энергетической сферах и не пытаться использовать краткосрочное стратегическое преимущество во время пика цен на нефть. Наоборот, когда цены высокие, самое время привлекать инвесторов и выстраивать долгосрочные отношения.
3. На Буша в США оказывают давление - требуют, чтобы он обсудил на саммите судьбу демократии в России и региональные конфликты вокруг вашей страны. В этом плане хозяин Белого дома, возможно, сделает некий демонстративный жест. Однако Санкт-Петербург - вряд ли лучшее место для выяснения деталей американской позиции по приднестровскому, абхазскому или карабахскому конфликтам.
Профессор токийского университета "Аояма Гакуин" Сигэки Хакамада (брат Ирины Хакамады):
"Нас беспокоит военное сотрудничество Москвы с Пекином"
1. Премьер Дзюнъитиро Коидзуми предложит меры в отношении проблем Ирана и Северной Кореи. Он также обсудит вопрос северных территорий. Если бы я оказался на его месте, то напомнил бы о том, что между Китаем и Россией сейчас развивается не только экономическое, но и военное сотрудничество. Летом прошлого года две страны провели военные учения, и их заявленные цели явно отличались от реального содержания. Это вызывает озабоченность.
2. Между Россией и Японией немало областей сотрудничества в энергетической области. Например, Россия в пересчете на ВВП в 20 раз больше потребляет энергии, чем Япония. А мы находимся на первом месте в мире по методикам экономии энергии. Россия должна использовать наши технологии и опыт в этой области.
3. Нужно обсудить отношения между Россией и западными странами. В 2008 году со своих постов уйдут и Путин, и Буш. Велика вероятность, что новый президент США будет более жестко относиться к России, чем Буш. От России и Запада требуются серьезные усилия для того, чтобы избежать новой "холодной войны".
Председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу:
"Энергетическую безопасность невозможно обеспечить, "латая дыры"
Не первый раз в саммите "большой восьмерки" принимает участие председатель брюссельской Европейской комиссии. Сейчас это известный португальский политик Жозе Мануэл Баррозу. конецформыначалоформыЭта его статья сегодня одновременно напечатана в крупнейших европейских изданиях: итальянской "Репубблика", немецкой "Ди Вельт", португальской "Диариу ди нотисиаш" и др. "Известиям" материал был передан в эксклюзивном порядке для публикации в России.
"Большую восьмерку" трудно назвать представительным форумом. Когда ее члены достигают консенсуса, эти решения даже не имеют обязательной юридической силы. Но сила "большой восьмерки" в другом. Она дает возможность наиболее влиятельным мировым лидерам брать на себя личную ответственность за решение вопросов мирового значения; все в более тесном сотрудничестве с лидерами ведущих развивающихся стран принимать на себя обязательства по глобальным проблемам, оказывающим влияние на всех нас. В этом плане саммит, который пройдет в Санкт-Петербурге, не будет отличаться от остальных. За исключением, правда, того, что речь пойдет об энергетической безопасности, одном из самых насущных вопросов человечества.
Мир вступил в новую энергетическую эпоху, характеризующуюся повышением спроса на энергоресурсы, высокими и неустойчивыми ценами на нефть и газ, а также проблемами, связанными с изменением климата. Взять, к примеру, Европу: цифры наглядно демонстрируют, как меняется ситуация в нашей энергетике. За последние два года цены на газ и нефть выросли практически в два раза. По прогнозам, к 2030 году зависимость Европы от импорта увеличится до 70 процентов. Во всей мировой энергетической цепочке наблюдается нехватка инвестиций: в ближайшие 20 лет потребуется около 16 триллионов евро на удовлетворение ожидаемого спроса на энергетические ресурсы и замену устаревшего оборудования.
Поэтому я приветствую решение президента России Владимира Путина сделать вопрос энергетической безопасности основным приоритетом председательства России в "группе восьми", которая включает большинство стран-лидеров по потреблению, производству и транзиту энергии. Все они должны быть заинтересованы в развитии надежного и стабильного мирового рынка энергоресурсов, а также однородной конкурентной среды.
Но энергетическую безопасность невозможно обеспечить, "латая дыры" по мере их возникновения. Мы должны рассматривать всю энергетическую цепочку, начиная от производства и заканчивая потреблением. Мы говорим здесь о диверсификации структуры энергетики (включая возобновляемые источники энергии, а также атомную энергию - для тех, кто хочет), транзите, энергетической эффективности, открытии рынка, технологиях производства экологически чистой энергии и действенной нормативной базе.
Нам необходима концепция, базирующаяся на согласованных общих принципах, которая будет задавать направление деятельности всех заинтересованных сторон, а также обеспечит настоящую взаимозависимость на основе взаимного доверия. Такая концепция способствовала бы созданию предсказуемого и прозрачного инвестиционного климата в мире, а также развитию действенных рынков свободной конкуренции. И то, и другое имеет большое значение, если мы намерены открыть пути для крупных инвестиций, которые понадобятся сектору энергетики в ближайшие десятилетия.
Европейский союз (ЕС) берет на себя инициативу в данном вопросе. Ранее в этом году Европейская комиссия представила на рассмотрение правительств европейских стран предложение по новой энергетической концепции. Правительства положительно откликнулись на эту инициативу: на саммите в марте они обратились с просьбой к Европейской комиссии разработать энергетическую стратегию Европы, а в прошлом месяце согласовали ряд принципов внешней энергетической безопасности для обеспечения того, чтобы отношения ЕС с другими странами в полной мере содействовали достижению энергетических целей Европы. Эти принципы стали основой соглашения, достигнутого в прошлом месяце на саммите ЕС-США. Оно направлено на усиление трансатлантического стратегического сотрудничества в области энергетики и на открытие нового диалога на высшем уровне по вопросам, связанным с долгосрочной проблемой изменения климата.
Но энергетические вызовы XXI века выходят за границы Европы. Энергетическая безопасность - это всемирная проблема, которая требует глобального решения. Именно здесь "большая восьмерка" может сыграть свою роль; мы должны взять на себя обязательства по подготовке рамочных принципов, которые позволят всем странам внести свой вклад в достижение общей цели обеспечения надежными, доступными и устойчивыми энергоресурсами.
Антиглобалисты на саммит не приедут - проезд дорогой!
Каждую встречу "большой восьмерки" неизбежно сопровождают манифестации так называемых антиглобалистов - представителей альтернативных движений, не укладывающихся в классическую, традиционную палитру политической жизни планеты. Много шума в западных масс-медиа вызвало и ожидаемое нынешнее международное антиглобалистское сопровождение мировой встречи в верхах. Пока что, как показывают факты, много шума из ничего.
"Старик Жозе" сажал овощи и ремонтировал свою обветшалую ферму, расположенную на провансальском плато Ларзак буквально в двух шагах от крупнейшей французской военной базы. На звонок "Известий" Жозе Бове - легендарный вожак антиглобалистов - ответил не без раздражения: "В Санкт-Петербург, на "восьмерку"? Не поеду никуда! У меня и по хозяйству дел невпроворот..." Некогда неумный "старик Жозе" не то чтобы образумился и стал честным буржуа, но тем не менее несколько отошел от дел "Крестьянской конфедерации", самой боевой организации французских антиглобалистов. Там ныне заправляет молодежь. К одному из ее представителей, рупору конфедерации Жан-Марку Дефилю, я и обратился с тем же самым вопросом: "Когда в Питер, на антиглобалистскую "восьмерку"?
"Никогда, - был лаконичен официальный бунтарь, которого я застал на заседании ячейки крестьянских активистов в Тулузе. - По двум причинам. Во-первых, у нас нет в России партнеров. А во-вторых, чтобы приехать к вам, нужно преодолеть столько формальностей. Только получение российской визы чего стоит!.." На мой вопрос "Откуда антиглобалисты берут деньги для своих поездок?" аграрий-пролетарий ответил как по заученному: "У нас 10 тысяч членов, все платят взносы. Из этой кассы и берем деньги на поездки. Так, скажем, мы летали на форум "третьего мира" в Гонконг. Но в Китае жизнь дешевая и еда копеечная... У вас же в России все не так. Все дорого. Поэтому и на саммит не поедем, на этот раз останемся дома". Заметив, что я за Родину огорчился - что за напасть? выходит, антиглобалисты Питер игнорируют! - месье Дефиль решил меня успокоить: "Позвоните в международную альтернативную организацию "Виа кампесина". Может, они на "восьмерку" соберутся?" Но потом почему-то осекся: "Впрочем, вряд ли... Они базируются в Джакарте, а оттуда до Санкт-Петербурга лететь еще дольше, чем из Парижа".
Эх, попытка - не пытка! Разочаровавшись в обуржуазившихся крестьянах, которых в Питер не то что революционной фразой, но и калачом не загонишь, я решил позвонить в не менее известную, но куда более интеллектуальную структуру под названием АТТАК. Именно ее активисты были в первых рядах антиглобалистов на последних встречах "альтермундиалистов" всех стран, которые до сих пор так и не могут объединиться. К телефону подошла милая барышня, сразу заявившая, что все руководители АТТАК в отпуске. Но у меня в неприкосновенном запасе был мобильный телефон Жака Никонофф, лидера АТТАК и признанного авторитета французских "новых левых". Внук русских эмигрантов, месье Никонофф трубку взять не смог, но включил мобильную громкую связь: "Еду в машине, а за рулем говорить запрещено... Сейчас музыку выключу, а то отправляюсь на каникулы". На мой вопрос: "А как же санкт-петербургская "восьмерка"? Неужто европейские антиглобалисты никак на нее не среагируют?" лидер АТТАК ответил совершенно благодушно: "Соединенные Штаты критиковать надо на всех уровнях, и мы это будем всегда делать. Но сейчас, однако, каникулы: солнце, море, футбол едва кончился... Да и авиабилеты до Санкт-Петербурга столько стоят, что при таких тарифах лучше в Европе без российской визы сидеть".
|