Российско-японская экономическая война: открыт второй фронт |
| 2006-09-20 12:32:53 События вокруг проекта «Сахалин-2», реализация которого может быть приостановлена, вылились в международный скандал и обернулись кризисом в российско-японских отношениях накануне смены власти в Токио. Политические отношения между Россией и Японией, длительное время осложняемые территориальным спором, значительно ухудшились в августе в результате гибели японского моряка. Теперь же под угрозой оказались экономические связи из-за попыток российских властей принудить участвующие в проекте «Сахалин-2» иностранные компании к пересмотру ранее утвержденных условий.
Вчера будущий глава правительства – генеральный секретарь кабинета министров Японии Синдзо Абэ – заявил о том, что принятое в понедельник российским Минприроды решение об отмене заключения экологической экспертизы по данному проекту может повредить развитию двусторонних связей. Одновременно на беседу с японским министром торговли Тосихиро Никаи был вызван российский посол в Токио Александр Лосюков. Днем ранее на встрече с главой Минприроды Юрием Трутневым попытался прояснить ситуацию посол Японии в России Ясуо Сайто.
Вчера первые серьезные потери от возможной приостановки проекта «Сахалин-2», которая должна последовать вслед за отзывом экологического разрешения, понесли его японские участники. На Токийской фондовой бирже акции Mitsubishi (20%-ное участие в проекте) рухнули на 2,8%, а Mitsui (25%) – на 4,1%. Учитывая, что отмена заключения отодвинет реализацию проекта минимум на полгода, потери инвесторов будут только расти.
Как отметил на встрече с Трутневым японский посол, оператор проекта – компания Sakhalin Energy – не выполнила лишь половину (около 30 из 60) рекомендаций, прилагающихся к положительному заключению экспертизы. Чего, по его мнению, для отмены заключения недостаточно.
В ответ, как сообщает пресс-служба МПР, российский министр заявил, что времени и прибыли от проекта его участникам должно было хватить, чтобы избежать нынешней ситуации. «Что касается аргумента об их частичной реализации, то хочу напомнить, что мы не можем охранять природу наполовину», – подчеркнул Трутнев. В самой Sakhalin Energy претензии Росприроднадзора и МПР считают «несущественными» и отмечают, что дополнительные расходы, связанные с задержкой реализации проекта, будут отнесены к категории «возмещаемых затрат», что значительно отсрочит начало раздела продукции и снизит прибыль России. Сумму этих затрат в Японии уже подсчитали: по данным экономистов компаний – участников проекта, сумма дополнительных инвестиций для Mitsubishi и Mitsui выльется в 4,2 млрд. долл. и 5,4 млрд. долл. соответственно. Впрочем, по мнению российских экспертов, эти суммы явно завышены. «Затраты не будут столь существенными, – считает аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев, – насколько мне известно, основные претензии – уменьшение выбросов с платформ и трубопроводов. Другое дело, что выполнение этих требований может как минимум на полгода, а то и больше отодвинуть готовность объектов».
То, в каком русле будут развиваться события, эксперты пока не прогнозируют, хотя все признают, что власть таким образом заставляет операторов СРП принимать новые условия и договариваться на более выгодных для власти условиях. Не случайно еще в начале сентября помощник президента России Игорь Шувалов высказал мнение, что участникам СРП можно предложить выйти из этих соглашений, используя процедуры, предусмотренные законом и договором. «В большинстве соглашений, утвержденных законом, такая процедура прописана. Мне кажется, что такой сейчас инвестиционный климат и такая система налогообложения, что было бы правильно партнерам по СРП предложить перейти в национальный режим налогообложения», – отметил чиновник, оговорившись, что это его личное мнение. Такое же мнение высказал вчера и глава Минэкономразвития Герман Греф, заявивший о том, что «механизм СРП не имеет большого будущего».
Начальник аналитического отдела компании «БрокерКредитСервис» Максим Шеин считает, что ситуация будет развиваться в зависимости от того, какие именно цели ставит перед собой российское руководство в этом вопросе. «Вариантов много, но чего конкретно хочет добиться власть, не знает, наверное, ни один чиновник, – считает эксперт. – В любом случае мы видим, как в очередной раз проявляется нестабильность ситуации в России, и оптимизма у потенциальных инвесторов это не прибавляет – где гарантия, что через год или два новое заключение экспертизы также не будет пересмотрено?» Дмитрий Мангилев уверен, что для российских властей наличие нарушений – лишь возможность для дальнейшего торга. «В ближайшее время можно ожидать начала активных переговоров, – считает эксперт. – В результате стороны наверняка придут к компромиссу, при котором удастся соблюсти интересы и инвесторов, и государства. Так что вряд ли нужно ожидать, что лицензия у Sakhalin Energy в итоге будет отозвана». По его мнению, такое решение проблемы не выгодно никому, так как найти нового инвестора для столь крупного проекта после такого скандала будет очень непросто.
Между тем международный резонанс от решения российских властей продолжал разрастаться в течение всего вчерашнего дня. Помимо японцев проблемой «Сахалина-2» озаботился комиссар Евросоюза по энергетике Андрис Пибалгс. Он потребовал от российских властей обеспечить «надежный и предсказуемый инвестиционный климат» и предоставить крупнейшему участнику проекта (55% участия) англо-голландской Shell время на устранение выявленных недостатков. Еврокомиссар пообещал написать письмо российскому министру промышленности и энергетики Виктору Христенко, чтобы получить его поддержку для быстрейшего разрешения вопроса.
|