2007-01-30 15:45:42 Популярную среди отдельных российских политиков идею объединения экспортеров газа в организацию наподобие ОПЕК, которая могла бы диктовать свои условия странам – потребителям газа, взял на вооружение Тегеран. В воскресенье духовный глава Исламской Республики Иран аятолла Али Хаменеи в ходе беседы с находящимся с визитом в Тегеране секретарем Совбеза РФ Игорем Ивановым открыто заявил о возможности создания совместной организации по сотрудничеству в газовой сфере. «Наши страны могут создать организацию, подобную ОПЕК», – сообщил Али Хаменеи и подкрепил свою мысль доводом о том, что «половина мировых запасов природного газа находится в России и Иране».
Несмотря на то что это заявление, по мнению экспертов, в значительной мере рассчитано на политический эффект, и идея создания «газовой ОПЕК» не может быть реализована в самое ближайшее время, ее регулярное обсуждение на высоком уровне говорит о том, что страны – экспортеры газа в конечном итоге смогут прийти к ее реализации. В этом случае Европе – основному мировому импортеру газа – придется иметь дело с организацией, более влиятельной в своей сфере, чем нынешняя нефтяная ОПЕК. В то время как нефтяной картель объединяет 11 государств, на долю которых приходится около двух третей мировых запасов нефти и 40% ее производства, которым не всегда удается договориться между собой, «газовая ОПЕК» может стать структурой, значительно более мощной и монолитной. Более 57% всех доказанных мировых запасов газа сосредоточены всего в 3 странах – России, Иране и Катаре. В случае создания этими государствами картеля «газовой ОПЕК» будет проще управляем, чем нефтяной картель, и может стать фактическим монополистом в своей отрасли.
Ложная тревога
До сих пор страны Евросоюза, являющиеся крупнейшими потребителями газа в мире, нервно реагировали на сообщения о возможном создании газового картеля Россией и Алжиром, на долю которых приходится чуть менее 40% всего потребляемого европейцами газа. Последний повод для таких волнений дал прошедший в январе визит главы Минпромэнерго Виктора Христенко в Алжир, а также подписанный несколькими месяцами ранее меморандум между «Газпромом» и алжирской газовой компанией Sonatrach о согласовании действий на международных рынках. Об опасности создания такого картеля заявили также эксперты НАТО. В ноябре прошлого года экономический комитет НАТО предупредил страны альянса в своем конфиденциальном докладе о том, что подобное объединение все-таки возможно. Его членами помимо России и Алжира, по мнению авторов доклада, могли бы стать Ливия, Катар, республики Центральной Азии и Иран. «Целью такого картеля будет использование энергетической политики для достижения политических целей», – предупреждали эксперты НАТО.
Впрочем, тогда же представители российских властей открестились от таких предположений. «Мы ни в коем случае не будем ни инициировать этот вопрос, ни настаивать на нем», – заявил руководитель экспертного управления президента Аркадий Дворкович. В свою очередь, заместитель пресс-секретаря кремлевской администрации Дмитрий Песков отметил, что «только сумасшедший мог подумать, что Россия начнет шантажировать Европу газом, так как мы зависим от европейских потребителей в той же степени, в какой они зависят от нас…»
Обоснованность опасений в ценовом сговоре отвергли и в Алжире. Подписывая меморандум о сотрудничестве с Россией, министр энергетики и природных ресурсов Алжира Хакиб Хелиль заявил о том, что говорить о создании «газовой ОПЕК» преждевременно. «Возможно, это будет через 20–30 лет, когда будут созданы рынки свопов и сжиженного газа, рынок станет динамичным и будет иметь те же черты, что и рынок нефти», – предположил алжирский министр.
Иранское обострение
Заявление духовного лидера Ирана вновь обострило болезненный для европейцев вопрос. К тому же совсем скоро, в апреле, в Катаре должна пройти конференция крупнейших стран-производителей и экспортеров газа – с российским участием, – в ходе которой будет обсуждаться вопрос координации действий по обеспечению поставок газа на международные рынки.
В беседе с корреспондентом «НГ» пресс-секретарь Еврокомиссии Ферран Тарадейас заявил, что его организация выступает против картелей. «Мы считаем, что было бы более эффективно как для потребителей, так и поставщиков газа иметь открытый рынок, – отметил чиновник. – С этим согласились участники саммита «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге, и на Всемирном экономическом форуме в Давосе вице-премьер России Дмитрий Медведев сказал, что он против создания картеля Россией и Алжиром». Отвечая на вопрос, уверен ли он в том, что российская сторона и далее будет выступать против создания подобной структуры, г-н Тарадейас ответил, что не берется загадывать, «но считаю, что это вряд ли полезно для кого-либо».
В то же время представители российских ведомств вчера не смогли детально прокомментировать неожиданные иранские предложения. В пресс-службе Минпромэнерго в этой связи посоветовали обратить внимание на комментарии Виктора Христенко, сделанные по итогами визита в Алжир. В то же время в «Газпроме» заявили, что «создание «газовой ОПЕК» невозможно, так как газовый и нефтяной бизнес по-разному структурирован». «О планах России создать нечто вроде газового картеля нам ничего не известно», – подчеркнули в пресс-службе компании.
Между тем опрошенные «НГ» эксперты считают саму идею для России экономически привлекательной. Руководитель отдела исследований газовой отрасли Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Алексей Громов отметил, что сегодня в мире нет организации, представляющей интересы стран – экспортеров газа, тогда как объединения стран – потребителей энергоресурсов растут как на дрожжах. «В условиях «ползучей» либерализации европейского рынка газа ее создание стало бы очень сильным ответом на попытки еврочиновников стимулировать искусственную конкуренцию между производителями за поставки газа в Европу, – считает аналитик. – Эта организация при условии вступления в нее Казахстана и стран Средней Азии также могла бы усилить позиции России в газовом диалоге с Китаем, который намеренно сбивает цены на будущие поставки российского газа, поскольку у России есть конкуренты в лице Туркмении и Казахстана».
Вместе с тем, как считает эксперт, ценовой вопрос в рамках такой организации будет решить непросто, поскольку в мире нет «газовой биржи», которая бы определяла справедливую цену газа на мировом рынке, как это делается в случае с нефтью.
В свою очередь, вице-президент Российского газового общества Олег Жилин заметил, что вопрос о создании «газового ОПЕК» будет во многом зависеть от того, насколько агрессивно будут вести себя страны-производители. «Предметом договоренностей в рамках такой организации мог бы стать баланс углеводородов: необходимо добывать столько ресурсов, сколько востребовано на рынке, причем цены должны устраивать и производителей, и потребителей, – считает эксперт. – При этом реакция потребителей на создание такого объединения будет отрицательной – они уже давно объединились для того, чтобы диктовать производителям свои цены на это топливо».
|