2007-02-07 20:05:09 В ближайшие 20 лет России потребуется около 25 млн. трудовых мигрантов. В противном случае из-за стремительного сокращения трудоспособного населения экономике страны грозит стагнация, а пенсионной системе – упадок. Такие выводы следуют из подготовленного Институтом экономики переходного периода (ИЭПП) обзора «Экономико-политическая ситуация в России в январе 2006 года».
Население страны стремительно сокращается в течение последних 15 лет, и к этому уже все привыкли. Однако непосредственно на состоянии трудовых ресурсов этот факт начинает отражаться только сейчас. Причем в ближайшие годы сокращение рабочих рук российского происхождения будет только нарастать. Если в этом году трудоспособное население страны сократится примерно на 300 тыс. человек, то в последующие годы масштабы будут нарастать, до 1 млн. человек ежегодно в 2010–2018 годах. В результате к 2026 году трудовой потенциал страны уменьшится на 17–18 млн. человек. Если учесть, что сейчас трудоспособное население России составляет 67 млн. человек, то, согласно расчетам авторов обзора, страна лишится более четверти рабочих рук. По мнению экспертов ИЭПП, заполнить увеличивающуюся брешь можно исключительно за счет миграции рабочей силы из-за рубежа.
Впрочем, руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер считает подобные прогнозы слишком уж арифметическими. «Речь идет о восполнении трудоспособного населения, но цифра в 25 млн. может не совпадать с тем, сколько нам нужно именно трудовых мигрантов, – отмечает эксперт. – И потом, если говорить об их привлечении на постоянное место жительства, то это нереально на все 100% в силу целого ряда причин. Во-первых, львиная часть этих миллионов должна будет приехать из стран дальнего зарубежья, поскольку русскоязычных, которые еще остаются в бывших союзных республиках, очень немного – несколько сотен тысяч. Во-вторых, несмотря на то что я лично «за», на вещи нужно смотреть трезво. Наше общество нездорово и не готово к такому развитию сюжета – это факт. Помимо процветающей ксенофобии и национализма, в России просто нет рабочих мест для такой массы рабочей силы, которых нужно будет обучить языку и дать квалификацию».
Аналитики отмечают, что России можно будет рассчитывать в основном лишь на низшие слои мирового мигрантского потока, поскольку люди, имеющие образование и профессию, поедут скорее в Европу или США. Конкурентная борьба на мировом рынке трудовой миграции разворачивается очень жесткая, и Россия вряд ли окажется в ней в числе победителей. «Реально можно говорить лишь о привлечении гастарбайтеров, которые будут приезжать для выполнения каких-то ограниченных по времени работ», – уверен Гонтмахер. По его мнению, выбор средств для решения проблемы ограничен: в первую очередь нужно стараться привлечь в Россию русскоязычных мигрантов, во-вторых, понемногу приоткрывать дверь для привлечения на ПМЖ мигрантов из дальнего зарубежья. Кроме того, необходимо более жестко бороться с нелегалами и привыкнуть к мысли, что Россия останется страной с постепенно сокращающимся трудоспособным населением.
Между тем действия властей в этом направлении трудно назвать последовательными. В конце прошлого года правительством был утвержден ряд поправок в миграционное и трудовое законодательство. С одной стороны, по ним с этого года процедура регистрации мигрантов несколько упрощается, но с другой – вводятся квоты и ограничения на трудовую деятельность. Например, с 15 января доля иностранных рабочих в сфере розничной торговли должна быть снижена до 40%, а с апреля им вообще запретят заниматься этим видом деятельности. В таких же сферах, как продажа алкоголя, лекарств и игорный бизнес, для них уже введен полный запрет. По мнению экспертов, данные решения носят популистский характер и связаны с предстоящими выборами. «Как только новая расстановка политических сил будут определена, власть неявно, втихую, подобные ограничения просто будет вынуждена либо отменить, либо их нивелировать, – уверен Гонтмахер, – поскольку данные действия совершенно лишены всякого смысла и идут во вред развитию страны».
|